MGI
МосГорИнфо / Достопримечательности Москвы

От Пречистенской набережной до Воздвиженки

Чертольская улица в Чертолье, где жила знать, вела из центра к Чертольским воротам Белого города, названным по протекавшей здесь речке Черторый, которая тогда была «чертой», границей Москвы. После пожара 1547 г. сюда из Кремля перевели Колымажный двор, где хранились царские экипажи, о нём напоминает Колымажный переулок. Тогда же построена церковь Св. Антипия на Колымажном дворе (д. 8). Древний однокупольный храм окружён пристройками XVIII в. Особняк В. А. Глебовой (д. 4, 1826 г.) - великолепный образец московского ампира.

Чертольская в XIX в. стала именоваться улицей Волхонкой по кабаку «Волхонка» в доме князя Волконского. Вместо снесённого Алексеевского монастыря вырос храм Христа Спасителя. В 2005 г. у храма установил и памятник Александру II (скульптор А. И. Рукавишников). Сейчас усадьбы московской знати на Волхонке заняли музеи: в особняке Н. И. Нарышкиной (д. 13, 1815 г.) разместилась галерея И. С. Глазунова, в усадьбе Шуваловых (д. 10) - Музей личных коллекций, во флигеле усадьбы Голицыных (д. 14) - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Там, где стоял Колымажный двор, в 1898-1912 гг. построили здание нынешнего Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (д. 12, Р. И. Клейн). Во второй половине XIX в. особняки потеснили дорогие доходные дома: один из них (д. 9) встал на месте усадьбы Нарышкиных. От Волхонки в сторону Пречистенской набережной вдоль ручья Ленивки протянулась улица Ленивка. К бывшим Лебяжьим прудам вёл Лебяжий переулок.

В другую сторону от Волхонки ведёт Малый Знаменский переулок, украшенный усадьбой Голицыных (д. 1, сейчас Институт философии) - произведением лучших архитекторов XVIII-XIX вв., и усадьбой Лопухиных (д. 3/5, сейчас Музей им. Н. К. Рериха). Главный дом Лопухиных с фасада выглядит творением классицизма (М. Ф. Казаков, 1774 г.), а во дворе реставраторами раскрыта его основа - белокаменные палаты XVII в. В доме 2/16 в Большом Знаменском переулке в 1775 г., во время визита Екатерины II в Москву, останавливался её сын Павел. В 1819 г. перестроенный Казаковым дом и прилегающие постройки заняла старейшая в Москве 1-я гимназия. В доме 17 в 1826-1830 гг. жил герой войны 1812 г. Д. В. Давыдов. В особняке первой половины XVIII в. (д. 8) в 1882 г. купец и коллекционер С. И. Щукин разместил свою коллекцию картин французских импрессионистов.

В конце переулка с XVII в. до 1932 г. стояла Знаменская церковь, давшая название переулкам и улице Знаменке. В бывшем дворце генерала Апраксина (д. 19, 1792 г.) до 1917 г. размещалось Александровские военное училище. В 1940-х гг. дворец перестроен для Министерства обороны. Напротив дом графа Р. И. Воронцова (д. 12, 1770-е гг.), в котором с 1909 г. располагалась частная гимназия К. А. Кирпичниковой. а в 1913-2003 гг. - музыкальная школа им. Гнесиных. Дом 10 (1890 г.) - эклектичный дом В. Я. Лепёшкиной, дом 8 (1829 г.) - ампирный особняк М. П. Арбузовой.

Знаменка и Староваганьковский переулок спускаются с Ваганьковского холма, где стоит Пашков дом - его задний двор выходит в переулок. На холме в XVI в. находился Потешный двор, где жили царские шуты. Возможно, от слова «ваганить» - «скоморошничать» - произошло название местности, сохранённое в названии церкви Николы Чудотворца на Старом Ваганькове (д. 14, подклет 1520-х гг., храм XVII-XVIII вв.). В доме 21 до 1911 г. жил художник В. А. Серов. В конце переулка - палаты 1670-х гг.: подворье Успенского монастыря Александровской слободы (д. 23) и обезличенная перестройками трапезная палата Государева Аптекарского приказа (д. 25). Аптекарский приказ, отвечавший за здоровье царской семьи, перевели сюда из Кремля в середине XVII в.

Аптекарский двор стал частью усадьбы Талызина на улице Воздвиженке (д. 5, рубеж XVIII-XIX вв., сейчас Музей архитектуры им. А. В. Щусева). Воздвиженка (начало Смоленской дороги) и Крестовоздви-женский переулок названы по Крестовоздвиженскому монастырю XVII в., стоявшему на их пересечении до пожара 1812 г. На Воздвиженке в усадьбе 1790-х гг. (д. 8) в 1801-1803 гг. жил Н. П. Шереметев с женой П. И. Жемчуговой. Изящный особняк меценатки В. А. Морозовой (д. 14, 1886 г., Р. И. Клейн), спрятанный за забором, соседствует с вычурным домом её сына А. А. Морозова (д. 16, сейчас Дом приёмов Правительства РФ). Архитектор В. А. Мазырин воплотил замысел заказчика, создав подобие мавританского замка с богатой каменной резьбой. По преданию, Морозова пришла в ужас от постройки сына, сказав: «Раньше я одна знала, что ты дурак. Теперь вся Москва знает». Но «морозовское чудо» стало одним из символов Москвы.

Туристическая Москва © 2011