MGI
МосГорИнфо / Достопримечательности Москвы

Где стоял Китай-город

Китай-город шире границ древнего Великого посада и выходят за пределы бывшей Китайгородской стены. Стены Китай-города были возведены на месте земляного вала в 1534-1538 гг. в правление Елены Глинской итальянским архитектором Пьетро Франсиско Аннибалом, более известным как Петрок Малой. Он выстроил невысокие, но мощные стены, рассчитанные прежде всего на отражение артиллерийского огня. Название «Китай-город» не имеет отношение к Китаю, а происходит предположительно от древнерусского слова «кита» - «связка жердей». Эти связки использовались при строительстве средневековых крепостных стен.

Китайгородская стена начиналась от Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля и шла вдоль берега Москвы-реки. На севере стена поворачивала у современного Китайгородского проезда - здесь сохранился большой фрагмент стены, а в подземном переходе станции метро «Китай-город» видно основание Варварской проездной башни. Восточная стена Китай-города пролегала там, где сейчас находятся Старая и Новая площади. В конце Ильинской улицы стояла Ильинская проездная башня. От конца Никольской улицы, где стояла Никольская (Владимирская) проездная башня, стена тянулась через Третьяковский проезд. Здесь с 1871 г. стоит пассаж братьев Третьяковых с аркой, прорубленной в Китайгородской стене. Рядом с этим пассажем сохранились Круглая башня и ещё один фрагмент стены Китай-города. Дальше стена шла через Воскресенские ворота к Угловой Арсенальной башне Кремля Территория внутри Китай-города - это древний посад, зажатый в междуречье Москвы-реки и речки Неглинки, спрятанной в подземные трубы. Согласно старинным планам в Китай-городе было башен, а количество ворот менялось - одни закладывались, другие прорубались. В XIX в. проезд в башенных воротах стал слишком узким для возросшего транспортного потока. Поэтому во многих башнях ворота заложили, а рядом в стенах прорубили широкие проездные арки. Основная часть стены и почти все Китайгородские башни были разобраны во время реконструкции Москвы в 1930-х гг.

Туристическая Москва © 2011