MGI
МосГорИнфо / Достопримечательности Москвы

Монастыри Москвы

Монастыри были духовными и культурными центрами Руси: их библиотеки хранили ценнейшие книги, а сокровищницы - произведения живописи и ювелирного искусства (иконы и церковную утварь). Учёные монахи писали летописи и литературные труды. Настоятели монастырей и старцы влияли на политическую жизнь страны, их молитвы ограждали Русь от бед. Некоторые монастыри на рубеже XVI-XVII вв. служили крепостями - они укрывали окрестных жителей, в них размещались дружины защитников. В Белом городе находились Высокопетровский, Рождественский, Сретенский, Ивановский и другие монастыри. За Земляным городом стояли Спасо-Андроников, Новоспасский, Покровский, Симонов, Свято-Данилов, Донской, Андреевский, Новодевичий, Николо-Перервинский и другие монастыри.

Страстной женский монастырь основан при Алексее Михайловиче в 1654 г. у Тверских ворот Белого города (Пушкинская площадь). Его ядром была церковь Страстной Богоматери, построенная в 1649 г. для иконы Богоматери Страстной, привезённой Михаилом Фёдоровичем из села Палицы, где проявилась её чудотворная сила. После революции в монастыре был антирелигиозный музей, а в 1930-е гг. его снесли - сейчас здесь кинотеатр «Пушкинский» и сквер.

На Неглинке недалеко от Кремля основан Высокопетровский монастырь (улица Петровка, д. 28), упомянутый в летописи под 1379 г. Стоящий на высоком берегу, этот монастырь назван «Высокопетровским» по местности и, вероятно, по имени митрополита Петра. Старейшее здание монастыря - собор Святителя Петра (1517 г., Алевиз), вернувший первоначальный облик после реставрации 1980-х гг. В монастыре похоронены убитые стрельцами братья Натальи Кирилловны Нарышкиной. Нарышкины построили родовую усыпальницу - собор Боголюбской Богоматери (1684 г.). В благодарность за спасение Петра I во время Стрелецкого бунта в 1690 г. построена церковь Сергия Радонежского с трапезной. Надвратная церковь Покрова Богородицы (1696 г.) выполнена в стиле московского барокко. Сохранились также церковь Толгской Богоматери (1744 г.), церковь Петра и Павла (1755 г.) и церковь Казанской Богоматери (1905 г.). В 1926 г. монастырь закрыли и разорили, с 1950-х гг. он реставрируется.

Рождественский женский монастырь (улица Рождественка, д. 20), по преданию, основала в 1380-х гг. княгиня Мария, мать князя Владимира Храброго, героя Куликовской битвы. Монахинями этого монастыря могли быть вдовы погибших на Куликовом поле. После пожара 1500 г., уничтожившего древние постройки, монастырь восстановили. В этой обновлённой обители Василий III постриг в монахини свою жену Соломонию Сабурову (потом её перевели в Суздаль). После пожара 1547 г. монастырь восстановила царица Анастасия Захарьина. В ходе восстановления, после одного из пожаров, был выстроен каменный Рождественский собор. Князья Лобановы-Ростовские в 1678 г. перестроили в камне деревянную церковь Иоанна Златоуста и построили свою церковь-усыпальницу. В 1812 г. монастырские храмы разорили французы, но его сокровища успела спрятать настоятельница. В 1835 г. от молнии сгорела монастырская колокольня. Новую колокольню с церковью Св. Евгения Херсонского в память о погибшем сыне Евгении построила С. Штерич. В начале XX в. появилась церковь Казанской Богоматери. После революции в монастыре разместились коммунальные квартиры и отделение милиции. В 1974 г. монастырь передали Архитектурному институту для создания заповедника древнерусского зодчества. В 1993 г. монастырь передан церкви и восстанавливается.

Сретенский мужской монастырь (улица Большая Лубянка, д. 19) основал Василий I в 1397 г. на месте встречи иконы Владимирской Богоматери. Большинство построек монастыря разрушили после революции. В сохранённом главном Владимирском соборе, построенном в 1679 г., после революции разместились учреждения НКВД, а потом - реставрационные мастерские. В 1996 г. храм передали церкви, и вокруг него восстанавливается мужской монастырь. Обитель получила новую, украшенную изразцами монастырскую стену.

Ивановский (Иоанне-Предтеченский) женский монастырь (улица Забелина, д. 4), по преданию, основала Елена Глинская в 1530-е гг. в честь рождения Ивана Грозного. В монастыре держали знатных узниц: Пелагею (Прасковью) - постриженную в монахини жену царевича Ивана, сына Грозного, Марью - жену свергнутого Василия Шуйского, жестокую помещицу Салтычиху, замучившую более сотни крепостных, инокиню Досифею, считающуюся дочерью императрицы Елизаветы Петровны. После пожара 1812 г. монастырь упразднили, монастырский храм стал приходским. Восстанавливаться монастырь начал только в 1859 г. на средства, завещанные подполковницей Е. А. Макаровой-Зубачевой. Стены с двумя колокольнями у входа и собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, напоминающий собор во Флоренции, построены по проекту М. Д. Быковского. После революции в монастыре обосновались юридическая школа, архив и швейная фабрика. В 1992 г. монастырь возвращён церкви.

По преданию, в XIV в. митрополит Алексий для своих сестёр Иулиании и Евпраксии основал на Остоженке Алексеевский женский монастырь с церквями Алексия человека Божия и Зачатия св. Анны. После пожара 1547 г. (или 1571 г.) Иван Грозный перенёс этот старейший женский монастырь ближе к Кремлю, в Чертолье. На новом месте монастырь разорили в Смуту, а 1629 г. он сгорел, но был восстановлен Михаилом Романовым. В этом монастыре приняла постриг жена Никиты Минова, будущего патриарха Никона, - их дети умирали в младенчестве, и супруги решили посвятить себя Богу. Здесь держали раскольницу Е. П. Урусову, сестру боярыни Морозовой. Восстановленную после 1812 г. обитель Николай I перевёл в Красное село. От закрытого в 1920-е гг. монастыря во 2-м Красносельском переулке сохранились церкви Алексия человека Божия (д. 3, 1853 г., М. Д. Быковский) и Всех Святых (д. 7, 1871 г.).

Несколько сестёр Алексеевского монастыря в 1584 г. образовали на Остоженке, вероятно, на месте первого Алексеевского монастыря, Зачатьевский женский монастырь (2-й Зачатьевский переулок, д. 2) с собором Зачатия св. Анны и Рождественской церковью. В 1807 г. вместо этих храмов поставили новый Рождественский собор с приделом Зачатия св. Анны. В 1696 г. стольник А. Л. Римский-Корсаков возвёл надвратную Спасскую церковь. В 1850 г. построили богадельню с церковью Сошествия Св. Духа (М. Д. Быковский). После революции монастырь действовал до 1920-х гг., и здесь провёл свою последнюю службу патриарх Тихон. После закрытия монастыря Рождественский собор разрушили, а церковь Сошествия Св. Духа лишили купола. В 1991 г. монастырь вновь стал действующим: восстановлены сохранившиеся постройки, возводится новый Рождественский собор. В ходе строительства на территории монастыря ведутся археологические раскопки.

Спасский мужской монастырь с церковью Спаса на Бору появился в Кремле при Иване Калите. В 1490 г. Иван III перевёл монастырь в Крутицы (так исстари назывались крутые берега Москвы-реки, ниже впадения Яузы), на нынешнюю Крестьянскую площадь (д. 10), и он стал называться Новоспасским монастырём. В 1496 г. поставили Спасо-Преображенский собор, в его подклете хоронили бояр Захарьиных-Кошкиных, основателей рода Романовых. В 1902 г. в усыпальнице Романовых устроили храм с нарядным крыльцом. При царе Михаиле Романове в 1622 г. монастырь получил каменную колокольню, (заменённую в 1785 г.), в 1640-е гг. - каменную ограду. При Михаиле начато строительство нового Преображенского собора. Этот храм достроен в 1649 г., когда настоятелем монастыря был будущий патриарх Никон. В соборе сохранились фрески и иконостас времён постройки.

В 1652 г. князья Черкасские построили Никольскую церковь, в 1670-е гг. построена церковь Покрова. В 1791 г. Н. П. Шереметев выстроил Знаменскую церковь, усыпальницу Шереметевых и их родни Черкасских. В монастыре в 1810 г. похоронили монахиню Досифею, которая предположительно принадлежала роду Романовых. Над её могилой стоит часовня. После революции в монастыре устроили лагерь для врагов народа. В 1991 г. монастырь возвращён церкви.

В XIV в. упоминается церковь Богородицы на Крутице, возле которой в XV в. обосновалась резиденция Крутицких епископов. Так образовалось Крутицкое подворье (Крутицкая улица, д. 10). С введением патриаршества Крутицкие епископы возведены в сан митрополитов. Митрополит Павел II в 1660-1670 гг. построил Митрополичью и Крестовую палаты. В 1699 г. построен Успенский собор, в 1694 г. появились Святые ворота с надвратным теремком облицованным изразцами, а в начале XVIII в. - Приказные и Набережные палаты. В конце XVIII в. резиденцию в Крутицах упразднили: храм стал приходским, а в палатах разместили казармы. В советское время в подворье была гауптвахта московского гарнизона. В середине XX в. подворье признали памятником архитектуры, началась реставрация. В 1992 г. собор передан церкви.

Покровский монастырь (Таганская улица, д. 58) основал на месте одной из божедомок Михаил Романов в память отца, патриарха Филарета, умершего на Покров. Монастырские постройки к 1780-м гг. обветшали, и на рубеже XVIII-XIX вв. были построены новые церковь Всех Святых, колокольня (1799 г., построена заново в 2002 г.) и Покровский собор (1810 г.). После пожара 1812 г. появились каменная ограда и новые корпуса. В 1853 г. М. Д. Быковский перестроил церковь Всех Святых в величественный храм, освящённый как Воскресенский собор. После революции колокольню снесли, монастырь заняли учреждения. В 1990-е гг. монастырь возродился как женский. Сюда перенесли мощи московской старицы Матроны (М. Д. Никоновой, 1891-1952 гг.), причисленной к лику святых.

Спасский мужской монастырь на Яузе у Владимирской дороги основал митрополит Алексий во второй половине XIV в.. По имени первого настоятеля Андроника обитель стала называться Спасо-Андрониковым монастырём (Андроньевская площадь, д. 10). Первая каменная постройка монастыря - Спасский собор (конец XIV - начало XV вв.) - старейшее здание Москвы. В храме сохранились фрагменты росписей Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Вероятно, Рублёв провёл в обители последние годы жизни и был здесь похоронен, но его могила утеряна. Монахи обители славились как переписчики книг, и в монастыре была богатая библиотека. В 1653 г. здесь заточили протопопа Аввакума. В 1691 г. Евдокия Лопухина, первая жена Петра, пристроила ктрапезнойХУ1в. церковь Архангела Михаила с родовой усыпальницей Лопухиных. В XVII-XVIII вв. построены стены с башнями и воротами, братский и настоятельский корпуса. В 1812 г. монастырь сожгли войска Наполеона. В XIX в. здесь действовало духовное училище, сохранилось его здание 1817 г. В монастыре похоронены Ф. Г. Волков, Толстые, Барятинские, Щербатовы, герои Северной войны 1700-1721 гг. и Отечественной войны 1812 г., купцы из соседних слобод. После революции кладбище срыли, а обитель стала колонией для беспризорников и общежитием. В 1930-е гг. снесена высокая надвратная колокольня, построенная Р. Р. Казаковым. От разрушения монастырь спасли П. Д. Барановский, открывший ценность Спасского собора, и искусствовед И. Э. Грабарь, создавший в монастыре Музей древнерусского искусства. Реставрация 1960 г. вернула собору первоначальный облик.

Симонов мужской монастырь основал Фёдор, ученик и племянник Сергия Радонежского. Развиваться монастырь (Восточная улица, д. 4) стал вокруг каменного Успенского собора, заложенного в 1379 г. Богатый вкладчик монастыря Григорий Ховра, сын Степана Ховры, постригся в этой обители и был похоронен в Успенском соборе, ставшем усыпальницей Ховриных-Головиных. Иван Грозный любил эту обитель и перестроил Успенский собор. Согласно летописи, перед штурмом Казани царь услышал колокола Симонова монастыря, возвещавшие победу. Позднее Грозный включил монастырь в опричнину. Здесь похоронен крещёный татарский царевич Симеон Бекбулатович, по странному желанию Ивана Грозного почти год (1575 г.) формально правивший страной. Новые монастырские стены с башнями были построены одновременно со стенами Новоспасского монастыря в 1640-х гг. По легенде, с монастырской башни была пущена стрела, убившая татарского воеводу Дулу, и башню назвали «Дуло». В 1683 г. построили большую трапезную с церковью Сергия Радонежского (сейчас церковь Тихвинской Богоматери), в её подклете находится склеп Мусиных-Пушкиных. На кладбище монастыря были похоронены граф Ф. А. Головин, поэт Д. В. Веневитинов, композитор А. А. Алябьев, Волконские, Салтыковы, Бутурлины. Бахрушины, Аксаковы и др. В 1771 г. пришедший в упадок монастырь превратили в чумной карантин, а 1788 г. упразднили. В 1795 г. обитель возродилась. В 1812 г. французы разместили в монастыре конюшни и казармы. После революции монастырь закрыли, кладбище срыли, взорвали Успенский собор, часть стен и другие строения. В трапезной устроили музей, а в остальных зданиях - склады и бараки. Сейчас церковь действует, сохранились сушильная палата, келарские и казначейские кельи XVII в., Кузнечная и Солевая башни и башня Дуло. Вблизи монастыря, в монастырской слободе была построена церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. По позднейшим преданиям, в этом храме похоронили героев Куликовской битвы, в том числе Пересвета и Ослябю, посланных Сергием Радонежским на ратный подвиг. Нынешнее здание выстроено в 1510 г. (Восточная улица, д. 6).

В старину Москва-река прорвала петлю своего русла и потекла напрямик, потом вернулась в старое русло, а промоину назвали Перервой. Здесь, далеко от границ старой Москвы, стоит известный с 1623 г. Николо-Перервинский мужской монастырь (Шоссейная улица, д. 82). При Алексее Михайловиче, много жертвовавшем на эту обитель, монастырь обзавёлся первыми каменными постройками. В конце XVII в. патриарх Адриан возвёл Никольский собор и каменные братские корпуса. Надвратная церковь Толгской Богоматери появилась при Анне Иоанновне. При Екатерине II будущий митрополит Платон основал в обители семинарию. В 1908 г. построили величественный собор Иверской Богоматери. Богатому монастырю были приписаны московские часовни, в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, а также Иверская часовня Воскресенских ворот Китай-города. После революции в монастыре разместили фабрику, сейчас он возвращён церкви и действует.

Свято-Данилов мужской монастырь (ул. Даниловский Вал, д. 22) основан Даниилом Московским в XIII в.. По смерти Даниила эта старейшая обитель пришла в упадок. Её возродил Иван Грозный, поставив над могилой Даниила на старом погосте монастыря храм Семи Вселенских Соборов (1561 г., позднее перестроенный). В 1681 г. появились Святые ворота, в 1732 г. над ними встала колокольня с церковью Симеона Столпника. Монастырь выдержал набег Казы-Гирея, у его стен сражались войска И. Болотникова и Василия Шуйского. Монастырь пострадал в Смуту и во время наполеоновского нашествия. В XIX в. построены Троицкий собор (1838 г., О. И. Бове, настоятельский и братский корпуса, больница. После революции в закрытом монастыре был изолятор для трудных подростков. В 1983 г. монастырь возвратили церкви, а к 1988 г. построены резиденция патриарха с церковью Всех Святых, Надкладезная и Поминальная часовни, новый братский корпус.

Донской мужской монастырь (Донская пл., д. 1) основал царь Фёдор Иванович, воздвигнув Малый собор Донской Богоматери (1593 г.). В 1698 г. по обету Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, построен Большой Донской собор. К 1711 г. достроены стены и башни, над северными воротами в 1714 г. возвели Тихвинскую церковь, а над западными воротами в 1730 г. -колокольню (Д. Трезини). В XVIII в. построили братские и настоятельские кельи. 1806 г. супруга М. М. Голицына построила церковь Архангела Михаила, усыпальницу Голицыных. На монастырском некрополе, где похоронены О. И. Бове. В. О. Ключевский, П. Я. Чаадаев, В. Г. Перов и др., стоят церкви-усыпальницы Св. Александра Свирского (1798 г.) и Иоанна Лес-твичника. В 1891 г. купец И. А. Первушин возвёл церковь Иоанна Златоуста. После 1917 г. в монастыре устроили детскую колонию. В обители провёл последние годы жизни патриарх Тихон, в 1925 г. он умер и был похоронен в Малом соборе. С 1934 г. в монастыре был Архитектурный музей, куда свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры. После войны открыли Малый собор, а в 1991 г. монастырь передали церкви. В 1990-е гг. построены церкви Георгия Победоносца и святителя Тихона, Падюшдезная часовня. В монастыре выставлена военная техника, выпущенная в 1941-1945 гг. на средства москвичей.

В 1648 г. Ф. М. Ртищев, окольничий Алексея Михайловича, основал Андреевский мужской монастырь (Андреевская наб., д. 2), где разместил училище - прообраз Славяно-греко-латинской академии. Монастырь назван по надвратной церкви Андрея Стратилата (1675 г.). В 1701 г. построен Воскресенский собор, а в 1748 г. С. Б. Шереметев возвёл колокольню с церковью Архангела Михаила. В 1765 г. монастырь закрыли и устроили в нём богадельню, для которой в 1805-1878 гг. построили корпуса. После революции здания отданы под жильё, с 1960 г. здесь находился научный институт. Сейчас в монастыре Патриаршее подворье и Синодальная библиотека.

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, д. 1) основал Василий III в 1525 г., построив для иконы Смоленской Богоматери, вывезенной из Смоленска, Смоленский собор, перестроенный в камне в середине XVI в. В этой обители жили представительницы боярских, княжеских и царских родов - Елена Шереметева, последняя жена царевича Ивана, убитого Иваном Грозным, Ирина Годунова, вдова царя Фёдора Ивановича. К концу XVI в. относятся Принты палаты с церковью Св. Амвросия, куда после смерти Фёдора за сестрой удалился и Борис Годунов. Здесь народ просил Бориса на царство. Возможно, при Годунове обитель окружили каменные стены с башнями. В Смуту монастырь переходил из рук в руки, а после его восстановил Михаил Романов. Большое строительство развернула царевна Софья: в стиле московского барокко построены колокольня, надвратные церкви, Успенская церковь с трапезной, Казначейские, Больничные, Певческие палаты и палаты, где поселились сестры Софьи царевны Екатерина, Мария и Евдокия Милославские. Сама Софья закончила жизнь узницей этого монастыря - Пётр I заточил её в бывшей стрелецкой караульне. В Лопухинских (Екатерининских) палатах после смерти Петра с 1727 г. жила его первая жена, Евдокия Лопухина, вернувшаяся из заточения. В 1812 г. монастырь, из которого успели вывезти сокровища, спасли от поджога монахини, потушив пламя. В 1871 г. здесь открыли Филатьевское училище для девочек-сирот. В монастыре похоронен Д. В. Давыдов, сохранились мавзолей Волконских, часовня-усыпальница Прохоровых (1911 г.). После революции в монастыре, где оставалась община монахинь, открылись музеи. Закрытые в 1920-х гг. церкви после войны стали возвращать верующим. В 1994 г. монастырь снова стал действующим, в некоторых палатах остались музеи. К монастырю примыкает Новодевичье кладбище, где похоронены выдающиеся политики, деятели науки и искусства.

Туристическая Москва © 2011