MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Возвышение Москвы

Русь приняла крещение от Византии (восточной части распавшейся Римской империи, включавшей Грецию) и оставалась в церковном подчинении у Константинополя (столицы Византии). В Константинополе находился глава православной христианской церкви - патриарх, который назначал Руси митрополита - главу русской церкви. Чаще всего митрополитами становились греки. Но в 1308 г. выбор патриарха пал на игумена (монастырского настоятеля) Петра, выходца из Волынских земель (на юге Руси), в обход кандидата, выставленного Тверью. Выбор в пользу ставленника Южной Руси Константинополь «уравновесил» тем, что направил Петра не на юг, а во Владимир.

Но Тверь осталась недовольна, её князья не ладили с новым митрополитом. Пётр нашёл поддержку у противников Твери - московских князей. Когда на великом владимирском княжении обосновался тверской князь, митрополит покинул Владимир и переселился в Москву. Ему оказали самый горячий приём. Любимый народом, влиятельный и благочестивый Пётр поднял престиж Москвы. Князь Иван Даниилович при поддержке Петра, а в его лице и всей русской церкви, начал строительство первого каменного храма в Москве - Успенского собора. Собор должен был соответствовать новому высокому положению Москвы - со временем ему суждено было стать главным храмом Руси. Пётр так ратовал за возведение этого храма, что завещал похоронить себя в этом соборе. Пётр скончался в 1326 г., и митрополита похоронили в ещё недостроенном храме, а освятили собор только в 1327 г. С тех пор Успенский собор стал усыпальницей русских митрополитов.

В 1327 г. Ивану Данииловичу представился случай расправиться с Тверью. Монгольскую дань на Руси тогда собирали ханские сборщики - баскаки, бесчинства которых переполнили чашу народного терпения. В Твери народ взбунтовался против баскака Чолхана (Щелкана). Хитрый московский князь тут же поспешил донести об этом в Орду и вернулся усмирять тверичей с монгольским отрядом. В награду за верность Иван Даниилович получил от хана ярлык на великое княжение.

Александр Тверской, не сумевший усмирить своих подданных, укрывался от ханского гнева в Пскове. Иван решил навсегда избавиться от Твери - соперника Москвы. Поехав с богатыми дарами в Орду, московский князь оклеветал перед ханом опального Александра Тверского. Узбек вызвал Александра в Орду и в 1339 г. казнил его вместе с сыном. А Иван настолько полюбился Узбеку, что хан доверил ему собирать и возить в Орду дань со всех русских земель.

Москва и её князь богатели. Немалый доход приносили новые земли - с присоединением Коломны и Можайска в руках московских князей оказалось всё течение Москвы-реки, важной торговой артерии. Это не только приносило большие торговые пошлины, но и открывало новые возможности для развития московской торговли. Часть ханской дани оседала в руках Ивана, и зажиточного князя прозвали Калита, что значит «кошелёк», «мешок с деньгами».

Средства Калиты позволили развернуть широкое каменное строительство в Москве. В 1329 г. он выстроил церковь Иоанна Лествичника в честь причисленного к лику святых византийского богослова. Позже вместо неё выросла колокольня Иван Великий. В 1330 г. появилась каменная церковь Спаса Преображения (Спаса на Бору) Спасского монастыря. В 1333 г. был выстроен величественный Архангельский собор (возможно, на месте обветшавшей церкви Архангела Михаила), ставший усыпальницей (местом захоронения) московских князей. Соборы в московской крепости возводились местными зодчими, о мастерстве которых мы можем судить по лестным отзывам летописцев о красе Архангельского собора.

Со времён Ивана Калиты московскую крепость стали называть «Кремник» или «Кремль», что значит «рубленое укрепление», «крепость внутри города». Последним вкладом Ивана Калиты в усиление Москвы стало строительство в 1339-1340 гг. новых дубовых стен московской крепости.

Духовная (завещание) Калиты содержит обширный переченьего владений, заботливо распределённых между домочадцами. Из этого документа мы узнаём о существовании села Коломнинского (Коломенского) и многих других сёл, дошедших до нашего времени в названиях районов Москвы. О временах Калиты в Москве также напоминают названия Калитниковских улиц и Калитниковского кладбища, находившихся в личных владениях князя.

Туристическая Москва © 2011