MGI
МосГорИнфо / История Москвы

«Бунташная» столица

XVII в. называют «бунташным» веком - он продолжил мятежи Смутного времени рядом бунтов и восстаний. В 1646 г. ввели налог на соль. Резко подорожавшая соль увеличила цены и на другие продукты. Недовольство народа вынудило власть отменить налог на соль. Зато выросли другие налоги; кроме того, для восполнения убытков урезали жалованье стрельцам и пушкарям. Летом 1648 г. москвичи восстали, поддержанные обиженными стрельцами. Народ громил боярские дворы, требуя выдачи самых ненавистных бояр. Растерянный царь выдал нескольких бояр на расправу, но и после волнения Соляного бунта продолжались ещё год.

Летом 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт. Казна опустела, и боярское правительство выпустило медные деньги, приравняв их к серебру. Жалованье выплачивалось медью, а налоги собирали серебром. Народ возмутился. Горожане ворвались в царский двор в Коломенском, снова требуя расправы над боярами. Бунт был жестоко подавлен стрельцами, но медные деньги царю пришлось отменить.

Самое крупное восстание XVII в., бунт донских казаков под руководством Степана Разина, не затронуло Москву. Сам Разин и его сподвижники летом 1671 г. были казнены на Красной площади возле Лобного места.

Но не только бунтами запомнилось правление Алексея Михайловича. Царь провёл важную реформу, созвал Земский собор, который должен был укрепить царскую власть. Земский собор в 1649 г. принял Уложение - новый свод законов, окончательно вводивший крепостное право, прикрепляя крестьян к земле, а посадских людей к посаду. Во второй половине XVII в. народный протест выразился в движении раскольничества.

Патриарх Никон, ярчайшая фигура царствования Алексея Михайловича, провёл церковную реформу. Царь был недоволен ошибками в церковных книгах, переписываемых одна с другой, и повелел исправить их по греческим образцам. Выяснилось, что имя Спасителя русские писали неверно - «Исус» вместо «Иисус» - и крестились на Руси двумя перстами, тогда как в Византии крестились тремя перстами, и иконы не так писали. Никон приказал исправить книги, сжечь «неправильные» иконы и креститься тремя перстами. Нововведения Никона приняли не все, особенно яро вступился за старую веру протопоп Аввакум, которого заточили в монастырь, а потом сожгли. В стране начался раскол. В старой вере раскольники видели символ былых вольностей, а с введением реформы у них связывалось усиление крепостного гнёта и рост повинностей. Одним из пристанищ раскольников стало имение боярыни Морозовой - ярой противницы реформ Никона - в подмосковном селе Зюзино. За отказ принять новую веру Морозову сослали и уморили голодом, её имения были конфискованы, а Зюзино стало дворцовым селом.

Туристическая Москва © 2011