MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Перед грозой двенадцатого года

Восшествие на престол Александра I, в котором видели продолжателя екатерининских традиций, Москва встретила ликованием. «Ангел Божий!» - восторгалась Москва Александром.

Москвичи, в отличие от сдержанных петербуржцев, были открыты, добродушны, хвастливы и щедры. Московские богачи охотно жертвовали на благотворительность. «Добрые» московские баре редко секли крепостных на своём дворе - отправляли провинившегося с запиской в полицейскую часть на экзекуцию. Рассуждающие о планах Наполеона и тонкостях европейской политики, разъезжающие в заграничных экипажах, одевающиеся по последней парижской моде, знающие французский язык лучше русского, москвичи на деле оставались такими же, как при царе Алексее Михайловиче. С ужасом взирали они на заезжего вольнодумца, не посетившего церковь в праздник, верили в чудесные исцеления и ездили на богомолья. Московское хлебосольство не знало границ - московским балам и званым обедам не было конца. Зимой в Первопрестольную съезжались окрестные помещики уладить дела, развлечься и подыскать дочерям женихов. На московскую «ярмарку невест» приезжали из самого Петербурга.

Москва, как всегда, торговала, бурно развивалась и московская промышленность, поднималось купечество. Среди консервативного купечества было немало старообрядцев (раскольников), стоявших за сохранение старых обычаев. К ним относились поднявшиеся впоследствии купеческие роды - Морозовы, Мамонтовы, Алексеевы, Рябушинские, Шелапутины, Прохоровы. При Петре III и Екатерине II преследование старообрядцев смягчилось. Распавшись на многие направления (согласия), старообрядцы организовывали общины. В Москве с 1771 г. действуют влиятельные Рогожская и Преображенская общины. Рогожская община, поповцы, имеет своих священников, которые совершают старообрядческие церковные таинства. Преображенская община, беспоповцы, отказалась от священников, и даже крещения у них совершают миряне (не духовенство). В 1800 г. некоторые старообрядцы, сохраняя свои традиции, признали главенство Синода. Так возникло новое течение в старообрядчестве - единоверие. В Москве образовалась Введенская единоверческая община.

Несмотря на усилия Екатерины, застройка Москвы оставалась беспорядочной. Роскошные дворцы соседствовали с лачугами; свернув с мощёной улицы, можно было увязнуть в грязи в переулке. Любое свободное место тут же застраивалось - даже Красная площадь вновь обросла лавчонками. Москва оставалась крупнейшим городом России, денег в ней было не меньше, чем в Петербурге, а жизнь была дешевле. Такой Москва встретила «грозу двенадцатого года».

Туристическая Москва © 2011