MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Краше прежнего

«Прекрасный, великолепный город Москва более не существует», - писал в сентябре 1812 г. Наполеон из разорённой Москвы Александру I. Так казалось Наполеону. Но Москва, разрушенная на три четверти, стремительно возрождалась. Пожар расчистил место в густо застроенной Москве, что позволило спланировать застройку так, чтобы город наконец-то смог обзавестись просторными площадями, бульварами и набережными. «Пожар способствовал ей много к украшенью», - заметил великий русский писатель А. С. Грибоедов.

Пожар уничтожил хаотичную застройку Красной площади, и власти занялись оформлением исторического центра древней столицы. Победу русского народа над захватчиками в 1818 г. увековечили памятником Минину и Пожарскому. Литейщик Екимов отлил памятник из трофейных французских пушек по скульптурной композиции И. П. Мартоса.

В 1817 г. на Воробьёвых горах, в благодарность за заступничество Всевышнего во время наполеоновского нашествия и в память о героизме русского народа, был заложен храм Христа Спасителя. В 1839 г. его строительство перенесли на территорию древнего Алексеевского женского монастыря. По преданию, настоятельница монастыря, противясь его сносу, приковала себя к столетнему дубу, что рос на монастырском дворе. Непокорную увезли вместе с выкорчеванным дубом, и на прощание монахиня прокляла это место. Построенный храм был взорван в 1931 г., грандиозный Дворец Советов, который планировали построить на его месте, так и не был возведён. Простояв почти 30 лет, фундамент дворца стал бассейном «Москва». На месте бассейна сейчас снова храм - как сложится его судьба?

Грязную, дурно пахнувшую речку Неглинку, протекавшую у самых стен Кремля, спрятали в трубу под землёй. Срыли и бастионы - земляные валы, насыпанные ещё Петром I, когда он готовился оборонять Москву от шведов. Использовать бастионы не пришлось, и они целых 100 лет уродовали центр города. На освобождённом от бастионов месте, над спрятанной Неглинкой, у Кремля разбили Кремлёвский (Александровский) сад, а на продолжении русла Неглинки - Театральную площадь. Главным украшением Театральной площади стало новое здание Петровского театра, которое построил О. И. Бове. Театр украсила бронзовая квадрига (четвёрка лошадей), которой правит бог Аполлон, покровитель муз. После открытия в 1825 г. театр стал называться Большим Петровским или просто Большим театром. Рядом воздвигли здание Малого театра. На Моховой площади (правый берег «погребённой» Неглинки), напротив Кремлёвского сада, к большому войсковому смотру, который Александр провёл в 1817г., построили Манеж, и Моховую площадь переименовали в Манежную. В здании Манежа хватало места для демонстрации боевой выучки кавалерийского полка.

Эти здания построены в стиле ампир, направлении позднего классицизма, который отличается от классицизма ещё большей строгостью и простотой форм или величественной массивностью. В ампирном декоре преобладает военная тематика: боевые топорики, копья, лавровые венки, факелы и пр.

На месте стен Белого города раскинулось зелёное полукольцо бульваров. Тогда же завершили снос стен Земляного города - вместо них пролегли широкие улицы Садового кольца. Средств на всё не хватало, и ещё в 1820-х гг. новенькие общественные здания, казармы, мосты, дворцы, дома, мощёные улицы с аккуратными фонарями были лишь фасадом, за которым скрывались обугленные развалины.

Литые диски sparco каталог дисков sparco.
Туристическая Москва © 2011