MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Московские «опасные разговоры»

После войны 1812 г. русское общество ждало перемен - военные из дворян, поглядевшие на устройство европейских государств во время Заграничного похода 1813-1814 гг., ждали от императора введения конституции. Но Александр I бездействовал, и дворяне стали сами обсуждать будущее России в тайных обществах. Петербургское Северное общество планировало ввести конституцию путём переворота. Многие из членов Северного общества родились и выросли в Москве, и петербургское Общество имело отделение в Первопрестольной - «Московскую управу». Смерть Александра I в 1825 г. подтолкнула членов Северного общества к действию, и 14 декабря 1825 г. в Петербурге они совершили попытку государственного переворота. Мятеж подавили, заговорщиков-декабристов - арестовали. В Москву вместе с известиями о провале переворота приехали следователи нового императора Николая I (брата Александра I). Московские декабристы разделили участь своих товарищей, отправившись в сибирские ссылки. Память о московских декабристах хранит кладбище Новодевичьего монастыря. Там похоронены декабристы С. П. Трубецкой, А. Н. Муравьев, М. И. Муравьёв-Апостол (брат казнённого С. И. Муравьёва-Апостола), М. Ф. Орлов.

Начало царствования Николая I в Москве - это время «опасных разговоров», которые велись в небольших тайных кружках. Вольнодумцы осуждали крепостничество и самодержавие, знакомились с социалистическим учением французского мыслителя Сен-Симона. В общественном движении 1830-х гг. ведущую роль играет уже не дворянство, а разночинцы, люди «низших званий», занятые на государственной службе. Многие из них (например, А. И. Герцен) вышли из стен Московского университета, который в то время слыл очагом крамолы.

В 1840-х гг. общественная мысль пошла двумя путями: западники хотели, чтобы Россия развивалась по примеру европейских стран, славянофилы видели для России особый путь развития, с которого её сдвинули реформы Петра I. И западники, и славянофилы сходились в одном - крепостное право нужно отменить. Им противостояла официальная идеология, базирующаяся на трёх постулатах самодержавие - православие - народность. Отголоски этих споров выливались на страницах московских газет и журналов, самыми заметными из которых стали «Телескоп» и «Московский телеграф».

Туристическая Москва © 2011