MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Памятники и дороги

В последние десятилетия XIX в. в Москве появилось несколько памятников. Открытие в 1880 г. (ещё при Александре II) на Тверском бульваре памятника А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина стало ярким событием в истории Москвы. На торжественном открытии выступали Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. Н. Плещеев, И. С. Аксаков, а вечером была устроена иллюминация. В 1887 г. на пожертвования гренадеров возведён памятник их товарищам, погибшим под Плевной в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Памятник героям Плевны в виде часовни выполнен скульптором и архитектором В. О. Шервудом. В 1893 г. на склоне Кремлёвского холма был заложен памятник царю-освободителю Александру II. Выдающиеся творение скульпторов и архитекторов А. М. Опекушина, П. В. Жуковского и Н. В. Султанова, торжественно открытое в 1898 г., через 20 лет было снесено большевиками.

К концу века из Москвы в разные города России протянулись железные дороги: Николаевская, Казанская (Рязанская), Ярославская, Смоленская (Брестская), Киевская (Брянская), Саратовская (Павелецкая) и др. Вокзалы и привокзальные площади стали играть роль градостроительных центров Москвы, а застройка вдоль железных дорог вывела Москву за пределы Камер-Коллежского вала.

Туристическая Москва © 2011