MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Как росла Москва

К началу XX в. Москва вышла далеко за пределы Камер-Коллежского вала - кольцо московских пригородов стало неотъемлемой частью города. Дальнейшему разрастанию Москвы мешала Окружная железная дорога, построенная в 1903-1908 гг. и соединяющая московские железные дороги. В мае 1917 г. она стала официальной границей Москвы. Железные дороги, произвольно пересекающие Москву, по-новому расчленяли город, нарушая историческую планировку. Привокзальные площади стали центрами сосредоточения городской жизни, хаотично разбросанными за пределами Садового кольца. Пригороды росли вдоль железных дорог.

Рост города происходил стихийно - не было выработано градостроительного проекта, соответствующего новым условиям. Тесно было в Китай-городе, где находились правительственные и городские учреждения, торговые центры, биржи и банки, жили высокопоставленные чиновники и богатейшие буржуа. Разрастаться деловому центру Москвы было некуда - Китай-город зажало кольцо плотной жилой застройки особняков и дорогих доходных домов, где селились работающие в Китай-городе чиновники, владельцы и управляющие капиталистических предприятий, торговцы, успешные врачи и юристы, деятели науки и искусства. Более обеспеченные люди жили в пределах Бульварного кольца, менее обеспеченные - ближе к Садовому. Здесь были свои «профессиональные» зоны: университетские преподаватели жили на Большой Никитской, студенчество предпочитало Бренные улицы, мелкие торговцы «кучковались» возле Сретенки и Сухаревой башни, предприниматели средней руки по-прежнему придерживались купеческого Замоскворечья.

За пределами Садового кольца жили ремесленники и наёмные рабочие. Московский пролетариат теснился на Пресне, в Марьиной роще, на окраинах Замоскворечья и в пригородах Москвы. Рабочие посёлки с примитивной прямоугольной планировкой (заметной и на современной карте Москвы) возникали рядом с промышленными предприятиями. Предприятия строились недалеко от Москвы-реки и Яузы, дававшими необходимую для производства воду, и вблизи железных дорог, по которым доставлялось сырьё и отправлялась готовая продукция.

Население Москвы росло стремительно: если в 1902 г. в Москве проживало около 1 174 700 человек, то к 1917 г. эта цифра уже достигла 2 017 100. Население Москвы пополнялось в основном за счёт приезжавших на заработки крестьян. Рабочие составляли около 1/5 всех жителей столицы, столько же было и чиновников, занятых на государственной службе.

происшествия тольятти
Туристическая Москва © 2011