MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Архитектура начала века и культурные события

В начале XX в. Москва активно строилась. Архитекторы всё чаще получали заказы на постройку зданий особого назначения - вокзалов, магазинов, заводов и фабрик, банков, доходных домов. Перед ними стояла задача сделать здание не только красивым, но и практичным. Приходилось искать новые архитектурные приёмы. Заказчики строительства, как правило купцы и предприниматели, желали видеть в проекте знакомые им черты «богатых» сооружений. Так новый тип постройки облекался в привычные формы, что привело к смешению стилей, к соединению разнородных художественных элементов в одном целом. Такое разностилье называют эклектикой. В Москву эклектика проникла ещё в конце XVIII в., и XX в. породил множество эклектичных построек.

«Текстильный король» С. Т. Морозов пожелал видеть свой дом похожим на средневековый замок -и архитектор Ф. О. Шехтель построил особняк в неоготическом (псевдоготиеском) стиле на Спиридоновке. Другую трактовку неоготики представил архитектор Р. И. Клейн в здании торгового дома «Мюр и Мерштз». Точное копирование готического собора - католическая церковь Непорочного Зачатия на Малой Грузинской. Образец неоклассического стиля - особняк директора Московского торгово-строительного общества Я. А. Рекка в Гранатном переулке, построенный предположительно С. В. Шервудом. По желанию купца-чаеторговца Перлова архитекторы Клейн и К. К. Гиппиус выстроили «лакированную китайскую шкатулку» - экзотический «Чайныйдомик» на Мясницкой. И даже вкус влюблённого в мавританскую архитектуру А. А. Морозова (представителя семьи текстильных фабрикантов) нашёл удовлетворение в построенном В. А. Мазыриным доме на Воздвиженке. В Москве бытовали также византийский, египетский стили, стиль неоренессанс и прочие подражания.

В общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, сохранился псевдорусский стиль, характерный и для сооружений конца XIX в. За фасадами Верхних торговых рядов на Красной площади (сейчас ГУМ), украшенными в традициях русских теремов, архитектор А. Н. Померанцев и инженер В. Г. Шухов разместили просторные пассажи из стекла и металла, построенные по передовым технологиям. Иную трактовку «русский» стиль получил у Шехтеля в отделке здания Ярославского вокзала, где прослеживаются элементы зарождающегося в архитектуре нового стиля - модерна.

Модерн стал результатом творческого осмысления новых архитектурных задач. Он сочетал художественность с практичностью, функциональностью, широко применял новые технологии и материалы, отказывался от прямых линий у углов, предпочитая плавные «природные» силуэты. Наибольших высот в освоении модерна добился Шехтель, создав в Москве великолепный особняк Рябушинского, особняк Дерожинской, гостиницу «Боярский двор» и др. Архитектору Л. Н. Кекушеву мы обязаны возникновением прекрасных образцов модерна: особняков Миндовского и Исакова, уникального здания гостиницы «Метрополь» (по совместному проекту с В. Валькотом).

В начале XX в. благодаря широкому участию благотворителей столица обогатилась новыми музеями и театрами. В 1912 г. И. В. Цветаеву, профессору Московского университета, при финансовой поддержке заводчика Ю. С. Нечаева-Мальцева и других московских меценатов удалось открыть Музей изящных искусств на Волхонке. В том же году на пожертвования С. Т. Морозова Шехтель построил удобное здание Московского художественного театра, которым руководили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В 1912 г. на Тверской площади был торжественно открыт возведённый на народные пожертвования памятник М. Д. Скобелеву, боевому генералу, герою Плевны и участнику многих войн, военачальнику, равному Суворову. Памятник был снесён в 1918 г. по декрету «О снятии памятников царей и их слуг».

Туристическая Москва © 2011