MGI
МосГорИнфо / История Москвы

Дух свободы

В 1946 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль призвал страны Запада ограничить растущее влияние СССР и опустить между странами Запада и СССР «железный занавес». Началась «холодная война» - противостояние идеологий. Отношения СССР и западных стран серьёзно осложнились. Поэтому VI Международный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 г. в Москве был так важен для СССР - страна показывала свою открытость и миролюбие. Молодёжь разных стран наводнила столичные улицы. Москвичи общались с иностранцами, сравнивали их мир со своим. Другие мысли, другое искусство, другая одежда повлияли на сознание народа.

Дух свободы наполнил столицу. Возвращались реабилитированные москвичи. Развенчание культа личности Сталина, знакомство с западной жизнью критически настроили часть интеллигенции по отношению к советскому строю. Составился круг диссидентов (от латинского - «несогласный», «иноверец»), проповедующих необходимость широких либеральных реформ в СССР и более тесного контакта с Западом.

Новые впечатления, размышления о прошлом и будущем нашей страны выливались в творчестве писателей, поэтов, режиссеров, художников. Они начали свой творческий путь в конце 1950-х - начале 60-х гг., и их стали называть «шестидесятниками». Творчество «шестидесятников» часто шло вразрез с официальной идеологией и получило общее название «неформального искусства». Литературные произведения «шестидесятников» (В. П. Астафьева, В. Ф. Тендрякова, Б. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского и др.) публиковал московский журнал «Новый мир». В 60-х гг. появился «самиздат» - запрещённые книги перепечатывались под копирку и раздавались друзьям и знакомым. «Самиздат» стал формой социального протеста. Провозвестниками новых идей стал театр «Современник» под руководством О. Н. Ефремова, открывшийся в 1956 г. На его сцене блистали Е. А. Евстигнеев, Г. Б. Волчек, шли пьесы В. С. Розова, Л. Г. Зорина, М. Ф. Шатрова, Е. Л. Шварца. В Театре на Таганке, организованном в 1964 г. Ю. П. Любимовым, с момента его основания работал актёр В. С. Высоцкий, автор и исполнитель песен на собственные стихи. Песни Высоцкого знало всё население СССР, а он сам был кумиром миллионов.

Творческие поиски московских художников выходили далеко за рамки официального соцреализма. Появились художники-авангардисты (от французско-гоауагага - «передовой»), получившие признание известных зарубежных мастеров. А. Т. Зверев, невостребованный московский художник-авангардист, подрабатывающий маляром, получил из рук прославленного мексиканского художника Х. Д. Сикейроса первую премию на конкурсе во время фестиваля 1957 г. Но официально авангардизм считался чуждым советскому народу. В декабре 1962 г. Н. С. Хрущёв посетил выставку в Манеже, где были представлены произведения художников-авангардистов. Вспыльчивый Хрущёв был возмущён непонятным ему искусством. Выставку закрыли, творческую студию авангардистов разгромили.

Шло покорение космоса. В октябре 1957 г. Москва вместе со всей страной слушала позывные первого искусственного спутника Земли, запущенного Советским Союзом, а 12 апреля 1961 г. ликовала, узнав о первом в мире полёте человека в космос. 14 апреля 1961 г. в небе над Москвой появился пассажирский самолёт в сопровождении почётного эскорта истребителей. Это столица ещё в воздухе встречала первого космонавта Юрия Гагарина. Длинный автомобильный кортеж, в котором ехал Гагарин и первые лица государства, проследовал из Внукова к Кремлю. На улицах Москвы космонавта приветствовали толпы народа, еле сдерживаемые милицейскими кордонами. Люди высовывались из окон, залезали на крыши, чтобы увидеть покорителя космоса.

Туристическая Москва © 2011