MGI
МосГорИнфо / Туристическая Москва

История Москвы

Каменная летопись Москвы
До XIV в. в Москве не было каменных зданий. И терема знати, и дома простого люда строились из дерева - самого доступного материала в наших лесных краях. Но дерево быстро ветшает, легко горит, и потому время и пожары не оставили нам построек древнего города. Строить из дерева предпочитали не только из-за его доступности - деревянные дома легче отапливать, они лучше сохраняют тепло. Долгое время в Москве, да и по всей Руси, каменными были только храмы - камень делал их долговечными, сберегал от пожаров драгоценные иконы и утварь. От каменных построек Москвы XIV в. сохранились только часть церкви Рождества Богородицы в Кремле, подклет кремлёвского Благовещенского собора и, возможно, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Другие храмы были построены заново, под стать растущему величию столицы. В XV в. Москву украсили кирпичные стены и башни Кремля, некоторые храмы Соборной пощади, Грановитая палата и церковь Св. Трифона в Напрудном.

К XVI в. относятся старейшие (за пределами Кремля) из дошедших до нас нецерковных построек Москвы - палаты из белого камня и кирпича. Такие древние палаты, как, например, палаты Старого Английского двора, было трудно отапливать, и они часто служили не для жилья, а для парадных приёмов, использовались как трапезные, как склады для товаров или конторы. Бояре и купцы часто строили дома с каменными нижними этажами и подклетом (подвалом), где были кладовые, склады, кухни и иногда жилые помещения. Верхний жилой этаж часто был деревянным. Так устроены, например, палаты Романовых. В середине XVII в. знать активно строит престижные и долговечные каменные здания. В пределах Садового кольца (границы Москвы XVII в.) сохранились шалоты Милославских, палаты Фаминцыных, палаты Салтыковых и др. В Москве также много храмов XVI-XVII вв.

В конце XVII в. появился стиль нарышкинское, или московское, барокко. Этот стиль отличался от строгости древнерусского зодчества светской нарядностью. Белокаменный декор «нарышкинских» построек напоминает и традиционную деревянную домовую резьбу, и белокаменные украшения древнерусских храмов, и затейливые картуши европейского стиля барокко. Много зданий в новом стиле строили в своих московских имениях бояре Нарышкины, отсюда и название «нарышкинское», или «московское барокко». Нарышкины построили церковь Знамения в Романовом переулке, церкви Высокопетровского монастыря, церковь Покрова в Филях и др.

Пётр I, прорубив «окно в Европу», изменил и русскую архитектуру. Нарышкинский стиль преобразовался в петровское барокко, где чётче прослеживается европейское влияние (Меншикова башня). При Елизавете Петровне русская архитектура полностью освоила западные приёмы. В Москве в стиле европейского барокко построены церковь Св. Климента, Папы Римского, дворец Апраксиных-Трубецких на Покровке, церковь Никиты Мученика и др.

Много зданий появилось в Москве при Екатерине II. Тогда в моду вошёл классицизм, который опирался на классическую античную архитектуру. В этом стиле работали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков (дом Пашкова, дом генерал-губернатора на Тверской). Они же построили ряд неоготических (мавритано-готических) усадеб и дворцов (Царицыно, Петровский путевой дворец и др.), ставших первыми «ласточками» эклектики. Эклектика - это смешение разных стилей, подражание «историческим» и национальным стилям - готике, ренессансу, русской, мавританской, египетской архитектуре.

Пожар Москвы 1812 г. уничтожил многие здания, но избавил город от хаотичной застройки. Москва обзавелась солидными общественными сооружениями в массивно-величественном стиле ампир. Сохранилось немало послепожарных зданий.

Вторая половина XIX в. - эпоха эклектики. Москву заполонили эклектичные доходные дома, магазины, банки, театры, особняки. На рубеже XIX-XX вв. появился новый стиль - модерн. Лучшие образцы модерна создали архитекторы Ф. О. Шехтель, Р. И. Клейн, Л. Н. Кекушев (особняки Рябушинского и Миндовского, гостиницы «Метрополь» и «Боярский двор».

Свой вклад в многостилье столицы внесла советская эпоха. В конце 1920-х гг. появились здания в авангардном стиле конструктивизм. Позднее облик многих районов Москвы сформировала величественная «сталинская» архитектура, так называемый «сталинский ампир». Талантливые архитекторы того времени (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и др.) оформляли огромные фасады колоннами, пилястрами, скульптурой или рельефами, избегая монотонности; башенки и фигурные выступы придают зданиям живописный силуэт.

Районы Москвы, застроенные в 1960-1980-е гг., не могут похвастаться оригинальной архитектурой. В это время Москва, забыв о красоте, строила типовое жильё для растущего населения. Сейчас Москва вернулась к разнообразию строительных проектов, стараясь найти архитектурные решения, достойные представлять нашу эпоху будущим поколениям.





Территория Москвы в доисторическую эпоху
Камень - бронза - железо

Дьяковская культура, славянская колонизация
Таинственно исчезнувшие
Вятичи и кривичи

История ростовских земель и основание Москвы
Залесская Русь
Град Москва

Москва во второй половине XII века
Князь и град
Легенда и судьба
Тайна имени

Москва в начале XIII века: нашествие Батыя, восстановление Москвы
Домонгольская Москва
Печальная страница истории
После нашествия

Москва при Данииле Александровиче, противостояние Москвы и Твери
Первый князь московский
Москва и Тверь

Москва при Иване I Калите
Возвышение Москвы

Москва при Симеоне Гордом, Иване II Красном и Дмитрии Донском
Властители Москвы
Алексий и московские монастыри
Победы Дмитрия Донского
Горечь расплаты

Москва при Василии I, Василии II Тёмном и Иване III
Встреча с чудом
Как Москва крепла

Москва XIV-XV веков
Кремль и посад
Московское возрождение

Москва ХІХ-ХХ веков, Москва при Василии III
Московские ремесленники
Внешняя политика и дела московские

Москва при Елене Глинской и юном Иване IV
Женская власть
Третий Рим и шаг в будущее

Москва при Иване IV Грозном
Начало правления
Многострадальная Москва

Москва при Фёдоре Ивановиче и Борисе Годунове
Труды на благо Москвы и России

Москва в Смутное время
Два Лжедмитрия
Смута и спасение
Первый Романов

Москва при Алексее Михайловиче
Царские усадьбы и разные новшества
«Бунташная» Столица

Москва при Фёдоре Алексеевиче
От кремля до дальних слобод
Фёдор и Софья

Москва при Софье и юном Петре I
Хованщина
Пётр в Преображенском
От забав к делу

Москва при Петре І
И снова стрельцы
Лицом к западу
Чистота и порядок
Петровское строительство
Великие перемены в Москве

Москва при Петре II и Анне Иоанновне
Наследники Петра и первопрестольная
Московский вклад Анны Иоанновны

Москва при Елизавете Петровне
Забота Елизаветы
Московский университет

Москва при Екатерине II
Переворот и реформы
Московские потрясения
Екатерининские планы

Москва при Павле I и в начале правления Александра I
Павловский порядок
Перед грозой двенадцатого года

Москва в 1812 году
Напрасно ждал Наполеон

Москва после пожара
Краше прежнего
Москва купеческая

Москва при Николае І
Московские «опасные разговоры»
Москва строится

Москва при Александре II
Пореформенная Москва
От спора к террору

Москва при Александре III
Новый порядок
Москва меняется
Купеческая хватка
Памятники и дороги

Москва при Николае II
Дурные предзнаменования
Рабочее движение

Москва в революцию 1905 года и 300-летие дома Романовых
«Генеральная репетиция»
Последняя радость самодержавия
Как росла Москва
Архитектура начала века и культурные события

Революционная Москва
Кризис
От революции до революции
Патриарх и Советы

Москва в первые годы советской власти
Разруха и восстановление
Сталин и репрессии
Москва «ситцевая» - Москва «индустриальная»
Планы реконструкции

Москва в Великую Отечественную Войну
Война на пороге
Подвиг столицы
Битва за Москву
Путь к победе

Послевоенная Москва
Начало мирной жизни
Без Сталина

Москва в хрущёвскую «оттепель»
Дух свободы
«Хрущёвское» строительство

Москва в эпоху застоя
Москва растёт ввысь
Главное событие застоя

Москва перед реформами, Москва перестроечная
От застоя к перестройке
Конец советской власти

Москва 1990-х годов и Москва в начале XXI века
Коммерция и история
Беды нашей столицы
МосГорИфно © 2011