MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Расцвет производства изразцов

С конца XV века для украшения зданий и печей стали применять глиняные изразцы с рельефным узором. Первые русские изразцы делались без поливы, их после обжига белили, и они успешно имитировали белокаменную резьбу в виде поясов-фризов с тисненым узором, как, например, на Духовской церкви Троице-Сергиевого монастыря, на Волоколамском соборе и на княжеском соборе в Угличе. Почти одновременно с неполивными белыми изразцами стали делать зеленые, коричневые и желтые - глазурованные.

Сначала изразцы крепились к стене двумя штырями на тыльной стороне, а в середине XVI века шатер собора Василия Блаженного впервые отделали изразцами с крепежными бортиками - румпой, которая и отличает настоящий изразец от облицовочной плитки.

Наибольшего расцвета производство изразцов достигло в XVII веке, вскоре после того, как на острове, что «не зело велик, но зело красен», патриарх Никон начал строительство Иверского монастыря. Стараниями первосвященника на Валдай приехали монахи Кутеинского монастыря из Белоруссии, и среди них каменных, или ценинных, дел мастера. Четыре года спустя лучших мастеров перевели в город Истру в связи со строительством Ново-Иерусалимского монастыря. Мастера Петр Заборский, Игнатий Максимов, Степан Иванов по прозванию Полубес украсили барабаны глав, стены и наличники окон Воскресенского собора 60 видами оригинальных цветных изразцов. Изумительной красоты изразцовый фриз «павлиний глаз» засверкал на соборах Ново-Иерусалимского и Иосифо-Волоколамского монастырей, на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве и других сооружениях. Фриз состоит из 18 изразцов, размером 33х25 см и представляет оранжевый глаз с белым зрачком на темно-синем фоне среди зеленой листвы.

Самая актуальная информация купить апартаменты в новостройке на сайте.
Туристическая Москва © 2011