MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Гончарная мастерская

В 1666 году истринских мастеров перевели в штат мастеровых Оружейной палаты. Здесь, в Москве, Степан Полубес создал полутораметровые керамические горельефы евангелистов для церкви Успения в Гончарах и собора Данилова монастыря, а Осип и Иван Старцевы построили на Крутицком подворье чудо-теремок, сплошь покрытый многоцветными изразцами с рельефным растительным орнаментом.

В боярских палатах украшенные цветными изразцами печи становились своеобразными иллюстрированными альбомами с картинками и текстом, отражавшими быт, нравы, заботы и размышления московских жителей XVII века. Ценинные мастера рисовали на печных изразцах людей, животных, деревья, цветы, диковинных кентавров и сказочных птиц.

Вот змея обвила засохший куст, внизу подпись: «С тобой засыхаю». Цапля - «Птица цапля ходит по траве», собака - «Сторож мой верной», под кружкой с хмельным напитком едко, но метко: «Дурак на меня уповает». Были и картинки на иноземные темы: «Персидские купцы», «Бразильская баба».

Производство изразцов требовало высокого мастерства, поэтому ценились они высоко. Один изразец по стоимости «тянул» на полпуда соли или несколько пудов ржи. В XVII веке изразцы применялись только для декоративного оформления печей, с середины XIX столетия они вновь вернулись в архитектуру, но это была уже облицовочная плитка, изготовленная заводским способом.

В 1890 году возникла гончарная мастерская в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей промышленнику и меценату С. И. Мамонтову. В абрамцевской мастерской работали крупнейшие русские художники: В. Васнецов, В. Серов, К. Коровин, А. Головин, А. Матвеев, С. Чехонин, создавшие высокохудожественные образцы майоликовой скульптуры, изразцов и облицовочной плитки для декоративных панно, печей и каминов. Особенно плодотворным было увлечение М. Врубеля, по эскизам которого изготовили «Диван» - садовую скамью, облицованную изразцами, изразцовую печь-лежанку и печь для дома. Когда С. И. Мамонтов перевел свою мастерскую в Москву, М. Врубель написал по его заказу эскиз керамического панно «Принцесса Греза» и ныне украшающего фасад столичной гостиницы «Метрополь».

Изразцы и керамическая плитка не забыты в наше время и широко используются в крупнопанельном домостроении для отделки стеновых панелей, а также при декоративном оформлении интерьера.

Мы не знаем точной даты возникновения поселения на Боровицком холме, дискуссионен вопрос о происхождении имени столицы, но можно утверждать совершенно точно, что архитектурный облик нашего города сложился не только благодаря таланту и умению зодчих и мастеров. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что Подмосковье всегда было богато строительным материалом.

Свыше восьми веков назад раздался на Московской земле стук молотка каменотеса. Началось каменное строительство, которому исправно служили все это время сначала белый камень, потом кирпичная глина, а вместе с ними песок и гравий.

Служба эта продолжается и сейчас.

Туристическая Москва © 2011