MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Устройство керосинового освещения городских улиц

Опыт применения для освещения хлебного спирта, смешанного со скипидаром, возобновили в середине XIX века, и к 1862 году город имел 2232 спиртовых фонаря. Этот способ освещения был лучше масляного, но дороже, поэтому использовался непродолжительно, сменившись освещением на минеральном сырье.

В 1745 году Федор Прядунов построил на реке Ухте первый в мире нефтеперегонный завод, а столетие спустя заводчик В. А. Кокорев в Сураханах наладил промышленное производство «минерального масла», вследствие чего возникло «Русское общество минерального масла». Масло называли также «осветительной жидкостью» «фотогеном» (от греческого «рождающий свет»), а позднее керосином.

В 1863 году Московская городская управа провела торги на устройство керосинового освещения городских улиц. Подряд достался французскому предпринимателю, с которым заключили трехлетний договор на установку и обслуживание 3200 керосиновых фонарей. Первые керосиновые фонари не отличались надежностью, особенно в морозы и непогоду, поэтому москвичи говорили: «Не надейся на фонари, лучше звезды посмотри». Зажечь фонарь серными спичками было непросто: «Пять минут шипения, потом горение, сначала вонь, потом огонь». Качество керосинового освещения не удовлетворило управу, и в 1896 году подрядный способ был отменен и создан городской отдел уличного керосинового освещения. Развитию керосинового освещения способствовало изобретение русским инженером Галкиным кероеннокалильной лампы «Россия», вслед за которой появились керо-синокалильные лампы «Самосвет» мощностью 604 и 222 свечи. Керосиновое освещение служило Москве свыше 50 лет. Обычные керосиновые фонари угасли в 1917-1918 годах, керосинокалильные продержались до 1928 года.

В 1880 году на нынешней Кропоткинской набережной вспыхнули дуговые свечи П. Н. Яблочкова, а к 1913 году из 21 тысячи уличных светильников электрические составляли 4 тысячи, газовые - 8 тысяч, керосиновые - 9 тысяч.

Туристическая Москва © 2011