MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Разработка рецепта фарфоровой массы

К аналогичному выводу пришел и М. В. Ломоносов, который независимо от других, занимаясь разработкой рецепта фарфоровой массы, по поводу качества фарфоровых глин писал в своем трактате «О слоях земных» следующее: «По всему сему рассуждать должно, что едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

В декабре 1749 года Д. Виноградов вернулся на свою порцеллиновую мануфактуру в Петербург, а вслед ему из Гжели отправился глиняный караван с «пропуском» Черкасова: «По указу ее императорского величества отпущено из Москвы в Санкт-Петербург на кирпишныя и черепишныя заводы гжельской глины две тысячи пятьдесят сем пуд на наемных семидесяти трех подводах».

Общение с Виноградовым, а также хлопоты по отправке гжельской глины в Петербург способствовали тому, что Гребенщиков сам занялся приготовлением фарфоровой массы.

В начале 1747 года двадцатидвухлетний сын Гребенщикова Иван открыл секрет изготовления фарфора. «...Одну чашку фарфоровую с синими травками по сторонам с двумя литерами русскими синими же», а потом и «две белые обожженные порцеллиновые чашки, на которых у сырых вырезаны знаки», Гребенщиковы отправили барону Черкасову, прося ссуду на преобразование своей фабрики из ценинной в порцеллиновую. Черкасов отписал Гребенщиковым хранить секрет в тайне, а вскоре фабрика за Таганными воротами сгорела «без остатку». Полагают, что этому помог хитрый барон, заботившийся о приоритете придворной мануфактуры.

Гребенщиковскую фабрику отстроили скоро, и через год после пожара уже выпускался товар 18 наименований, но фарфором Гребенщиковы больше не занимались. Фарфоровое производство в России стало монополией придворной порцеллиновой мануфактуры, где в 1748 году Виноградов начал изготовление фарфоровых изделий из гжельской глины песчанки-черпоземки, серой в сыром виде и белой после обжига.

Туристическая Москва © 2011