MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Два секрета

Гжельскую посуду возили на продажу в Москву, торговали ею постоянно «на Неглинной и у Москворецкого моста», большими обозами отправляли ее на Украину, в Харьков и Киев.

Известный русский писатель и ученый А. Т. Болотов в своем дневнике за 1796 год записал, что «вошло и было у нас в употреблении, вместо прежней оловянной посуды, на столах, в дворянских домах, употреблять глиняную, деланную на Акжельских заводах, по форме и под вид фаянсовой... В немногие годы была посуда сия везде и везде, где белая, где палевая, где гладкая, где с каемкой и довольно дешево; но жаль, что делалась дурно, не надежно; скоро лопалась и билась».

Конечно, в отличие от оловянной была эта посуда непрочной, но так ли уж она была плоха, если возили хрупкий товар за тысячи верст на телегах по тогдашним русским дорогам и торговали, и, видимо, не в убыток, если все две с половиной тысячи населения Гжели только и делали, что месили, жгли и красили глину.

В начале XIX века вместо тяжелой и хрупкой майолики гжельцы стали делать полуфаянс, чему способствовало открытие и разработка залежей серых глин у д. Минино. Изделия украшали скульптурой и синей подглазурной росписью. В начале 20-х годов талантливый речицкий мастер Афанасий Киселев стал выпускать «бронзовую» посуду, украшенную золотистой росписью по желтому фону, а вслед за ним бронзовое производство освоили и другие гжельские заводы. Гжельское предание связывает с именем Киселева появление ножных гончарных кругов и совершенствование конструкций обжиговых печей. Другой гжельский самородок, Г. В. Монахов, работавший в керамической мастерской Строгановского училища, открыл секрет средневековых испано-мавританских глазурей, а затем и секрет французских кристаллических глазурей. Украшенные художественными глазурями Монахова строгановские изделия многократно получали международные призы.

Штаны для женщин thrasher купить.
Туристическая Москва © 2011