MGI
МосГорИнфо / Природа Москвы

Фарфоровые статуэтки

В 1822 году архимандрит Саратовского монастыря Савва посетил ярмарку, где у торговца фарфором увидел фарфоровую статуэтку монаха, несущего на спине женщину, спрятанную в снопе соломы. Служитель культа усмотрел в статуэтке поругание духовного сана и пожаловался начальству. Дело дошло до сената и Александра I, который повелел «богомерзкую» фигуру из продажи изъять, местные власти наказать, а бдительному архимандриту выразил «монаршую благодарность». Дознание выяснило, что фигуру изготовили на заводе Никиты Храпунова в одной из гжельских деревень - Кузяево. Кроме фигурок монахов завод выпускал фарфоровые фляги для водки, одна из которых хранится в Историческом музее. Местная гжельская легенда рассказывает, что секрет производства фарфора был украден сыном Храпунова Герасимом, который по дымовой трубе пробрался в мастерскую Павла Кулика - основателя первого фарфорового производства в Гжели в самом начале XIX века. Технологию изготовления фарфора П. Кулик узнал во время работы на заводе Отто в Перове и, стремясь сохранить в тайне, основные операции делал сам, имея только одного подсобного рабочего. Вместе с Храпуновым в фарфоровую мастерскую проникли еще двое гжельских гончаров, они зарисовали устройство печи и похитили образцы сырья. Но собственного производства фарфора при жизни П. Кулика не начинали.

К середине XIX века в Гжели действовало около 120 фарфоро-фаянсовых заводов, которые перерабатывали около 5000 т глины в год. Посуду расписывали растительным орнаментом в виде гирлянд, букетов и затейливых узоров из цветов ромашки, клевера, лютика или гвоздики. Иногда писали: «Кого люблю, тому дарю, оприч никому, только другу моему». Делали фигурки барышень и кавалеров, крестьянина, плетущего лапти, хороводы девушек, детские игрушки и чернильницы в виде деревенских изб и плывущих лодок с гребцами.

Туристическая Москва © 2011